МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

Стажировка в Шушенском учителей малокомплектных школ

На минувшей неделе с 22 по 26 января на базе Информационно-методического центра в пгт. Шушенское Красноярского края по программе стажировки "Система коллективного обучения на основе индивидуальных образовательных программ в контексте ФГОС общего образования" прошли обучение 38 педагогических работников малокомплектных школ Тувы.

Организация стажировки- это одна из первостепенных задач по внедрению технологии коллективного способа обучения в малокомплектных школах республики. Целью стажировки является изучение технологии коллективного обучения на основе индивидуальных программ.

Стажировочный курс был организован по следующему принципу: педагоги должны изучить технологии КСО. Каждый слушатель в первый день составлял свою индивидуальную образовательную программу (ИОП) на предстоящую неделю, а в остальные дни реализовывал её на коллективных учебных занятиях в разных временных кооперациях (в парах, группах друг с другом или преподавателем) и индивидуально. День начинался с составления плана своих действий и вечером заканчивался рефлексией.

Содержание индивидуальных образовательных программ строилось вокруг следующих вопросов:

  • система коллективного обучения по индивидуальным маршрутам и программам; переходные к ней модели обучения;
  • процедуры и принципы составления индивидуальных образовательных программ;
  • планирование, организация и анализ коллективных учебных занятий;
  • формы и содержание деятельности учащихся и педагогов на коллективных учебных занятиях;
  • коллективно-распределенный характер выполнения трудовых действий учителями;
  • методики организации деятельности в разных временных кооперациях;
  • учительско-ученическое самоуправление;
  • программно-методическое обеспечение процесса обучения по ИОП и др.

Кроме того, слушатели включали в ИОП задачи по формированию у себя надпредметных умений (схематизировать, задавать вопросы на понимание, приводить собственные примеры (на основе ситуаций, разворачивающихся на курсах), приводить контрпримеры и т.п.).

Координацию работы данной системы осуществляли сотрудники лаборатории методологии и технологии коллективного способа обучения Института к.п.н. В.Б. Лебединцев и к.п.н. М.В. Минова. Первое установочное обучение завершилось, перед педагогами стоит задача переноса данной модели для работы с детьми. В марте планируется продолжение обучения для тех же обучившихся педагогов.
Особое внимание к малокомплектным школам республики было обращено после ежегодного августовского совещания директоров школ в 2017 году, на котором Глава Республики Шолбан Кара-оол акцентировал внимание общественности на том, что пока школа жива, село живет, поэтому муниципалитетам, управлениям образования, коллективам педагогов необходимо приложить все усилия для формирования качественного образования и сохранения малокомплектных школ. 
Хорошей поддержкой развития малокомплектных школ и малых сел станет, стартующий в этом году, Губернаторский проект «Село, в котором я живу», название которого предложено Шолбаном Кара-оолом. Рассчитан проект на пять лет. Среди первостепенных задач его реализации детальный анализ «паспорта» каждого малого села. Второе — организация в малых селах сходов граждан, на которых жители сами должны определить основные этапы развития.

Десять лучших народных инициатив получат финансовую поддержку — не менее двух миллионов рублей, но обязательным условием будет софинансирование расходов из муниципального бюджета в размере десяти процентов. 
Малокомплектные школы – это школы, которые располагаются в отдаленных населенных пунктах, где нет достаточного количества детей, это школы без параллельных классов с небольшим числом учеников. В большинстве таких сельских школ в классах учится до одного учащегося. 
В Республике Тыва из 179 школ 40 являются малокомплектными, что составляет 23 % от общего числа. По статистике качество образования выпускников малокомплектных школ является одним из самых низких, что доказывают результаты итоговых государственных аттестаций девятых и одиннадцатых классов. 
Но при этом у малокомплектных школ есть определенные преимущества. Главное — небольшое число учеников в школе, малая наполняемость классов. Если правильно использовать это преимущество, то учитель будет иметь прекрасную возможность организовать личностно ориентированный учебно-воспитательный процесс, дойти до каждого ученика. 
На сегодняшний день малокомплектные школы Тувы являются участниками нескольких приоритетных проектов, это «Успешный выпускник», «Эффективная школа», «Комплексная программа поддержки малых сел». 
Напомним, с 2017 года Министерством образования и науки Республики Тыва ставилась цель о переподчинении малокомплектных школ с муниципального уровня на региональный. 
Переподчинение малокомплектных школ подразумевает создание одной сетевой школы, предположительно на базе национальной школы №2 г. Кызыла, где будут установлены и налажены связи со всеми малокомплектными школами республики и организованы онлайн-занятия для учащихся, также организованы подъездные занятия педагогическими десантами, согласно приоритетному проекту Минобрнауки РТ «Эффективная школа». 
Для школ, где идет нехватка педагогических кадров, будут организованны курсы переподготовки кадров. К примеру, чтобы учитель физики, у которого всего два часа в неделю мог преподавать и математику, тем самым, дополнив свою рабочую нагрузку. 
Таким образом, малокомплектные школы Тувы уже в 2018 году согласно намеченным планам должны выйти на принципиально новый уровень, в школах будут улучшены материально-технические базы, введены новые технологии обучения, введены в жизнь такие понятия как «сетевое взаимодействие», «сетевая школа».