МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

Республика Тыва вошла в число 20 пилотных субъектов России, которые будут вводить изменения в системе школьного образования

В сентябре прошлого года в Минобрнауки России под председательством министра Ольги Васильевой состоялся семинар «О совершенствовании управления школьным образованием».  В нем принимали участие губернаторы и главы республик, вице-губернаторы и министры образования из 33  регионов, обозначивших свое намерение стать пилотными в апробации новых моделей управления образованием.

Ольга Васильева подчеркнула, что реализация пилотного проекта по апробации новых моделей управления в образовании обеспечит более высокую финансовую, нормативную, содержательную, инновационную эффективность системы образования.

Тува, приняв участие в конкурсном отборе субъектов-участников пилотного проекта, вошла в 20-ку регионов, которые стали лидерской группой пилотного проекта с финансовой поддержкой федерального уровня.

В связи с тем, что каждый регион уникален по своему, каждый регион предложил свой путь решения проблемы. Тува оказалась единственным регионом, которая обратила внимание на качество образования и на сохранность малокомплектных школ.

На сегодняшний день экспертная группа Министерства просвещения России в составе Шадриной Натальи – заместителя директора по вопросам регионального развития Института проблем образовательной политики «Эврика», Марины Лихощерстных и Анатолия Рамонова экспертов Института проблем развития образовательной политики «Эврика» приехала в нашу республику для экспертной оценки проекта «Сетевая школа Республики Тыва», который предлагает минобрнауки РТ.

На встрече, которая сегодня прошла в Государственном лицее Республики Тыва министр образования и науки Республики Тыва Татьяна Санчаа представила проект сетевой школы.

Для начала она акцентировала внимание слушателей на особенностях республики: «Тува является географическим центром Азии. Она располагает огромной площадью, буквально два человека на 1 кв.км, где половина людей проживает в городах Кызыл и в Ак-Довурак, а все остальные - в сельской местности. В школах Тувы обучаются около 65 тысяч  детей из них  45 % в Кызыле, Ак-Довураке и пгт. Каа-Хем. В Туве всего одно высшее образовательное учреждение, а также 16 средних профессиональных организаций. Педагоги со стажем работы более 20 лет занимают 40 % от общего количества педагогов республики. Также в Туве всего 13 % молодых педагогов».

Татьяна Санчаа: «В наших планах, создать модель Национальной гимназии Республики Тыва, которая станет базовой образовательной площадкой всех 40 малокомплектных школ республики. Цель сетевой школы Тувы – это создание единой образовательной среды».

Помощниками Национальной гимназии будут опорные школы в лице: Государственного  лицея РТ, Тувинского республиканского лицея-интерната, Кызылского президентского кадетского училища, Тувинского кадетского корпуса, Агролицея РТ и Республиканской школы искусств им. Кенденбиля. 

К примеру, Кызылское президентское кадетское училище будет курировать оборонно-спортивный профиль, Гослицей РТ - одаренных детей по физико-математическому и информационно-технологическому профилям, Республиканская школа искусств – художественно эстетический профиль и т.д. 

Малокомплектные школы войдут в прямое подчинение министерства образования и науки Республики Тыва.

В прошлогоднем семинаре в Минобрнауки России научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский отметил, что передача отдельных полномочий управления на уровень субъекта РФ обеспечит эффективное использование образовательных и финансовых ресурсов через создание образовательных округов, повысит качество образования через развитие конкуренции между школами, гарантирует равномерное обеспечение ресурсами, обеспечит доступность ресурсов всего региона через сетевую форму обучения.

Уже на сегодняшний день в число подведомственных организаций министерства вошла новая Аграрная школа села Ийи-Тал. Таким образом, Ийи-Тальская школа стала первым участником проекта сетевой школы.

Татьяна Санчаа: «Мы обеспечим высокоскоростной интернет и преподавание через онлайн-трансляции лучшими учителями из лицеев, а сами учителя, которые будут на местах, т.е. в селах, обеспечат каждому ученику индивидуальное обучение, станут тьюторами. Также к каждой школе будут организованы мобильные лаборатории, будут улучшены материально-технические базы в рамках реализации проекта. Мы берем на себя обязательства осуществления доставки учащихся к местам проведения каникулярных школ, стажировок, конференций, соревнований, конкурсов и иных форм обучения. 

Малокомплектные школы Тувы зачастую находятся в труднодоступной сельской местности с отсутствием сотовой связи и интернета, вследствие чего возникают низкое качество образования.
Глава Республики Тыва Шолбан Кара-оол в послании Верховному Хуралу на 2018 год дал старт развитию малого села, а школа это огромная часть села, центр культуры и просвещения.

Сохранение малокомплектных школ, развитие образования на селе несет в себе заблаговременно повышение качества жизни в селе.

Учителя опорных школ и тьюторы на местах с целью реализации главной задачи: повышения качества образования будут пользоваться порталом Российской экономической школы, а также собственным ресурсом минобрнауки РТ, разработанным Институтом оценки качества образования РТ. Главная составляющая проекта – это обеспечение школ, которые находятся в труднодоступной местности, высокоскоростным интернетом. Обязательства обеспечения интернетом берет на себя региональное министерство информатизации и связи.

Руководитель Института оценки качества образования Согун-оол Кыргыс: «Мы вам представляем универсальный учебно-компьютерный класс, которыми планируем снабдить все малокомплектные школы.  Класс располагает интерактивной доской, автоматизированным рабочим местом учащегося и учителя, вебкамерой, сетевым оборудованием, наушниками, микрофоном и различной гарнитурой. Таким оборудованием мы в 2016 году обеспечили 22 школы республики, в 2017 – 26, сейчас планируем 28. Возможности, которые дает данный комплект уже апробированы на проекте «Мост дружбы», цель которого - создание живой среды на русском языке. Учащиеся из Тувы периодически общаются с детьми из других регионов.

Также, в новой сетевой школе будет введена электронная система документооборота, которая на сегодняшний день успешно реализуется в органах исполнительной власти.
Начальник отдела мониторинга ФХД и МБТ ОО ГБУ РТ "Центр учета и мониторинга деятельности образовательных организаций Салбакай Монгуш отметила, что содержание малокомплектных школ для муниципалитетов весьма затратное. К примеру, в малокомплектной школе на содержание  1 ребенка приходится 199 тыс., когда в среднем по республике 71 тыс. В том числе фонд оплаты труда самый большой,  практически в три раза.
Многих волновал момент, а что же будут с учителями на местах. «Мы дорожим каждым кадром, сохраним коллектив педагогов. Все учителя сельских школ станут тьюторами, они обеспечат контроль и будут вести индивидуальное обучение. В части заработной платы: у учителей не будет часов, у них будет обычный полный рабочий день и средняя заработная плата по республике», отметила министр. 
При создании сетевой школе в каждом класс-комплекте рассчитывается примерно 20 учащихся, исходя из того, что всего учащихся малокомплектных школ 2392.

В школах не будет директоров, а будут управляющие, останутся на местах заместители по воспитательной работе, учителя начальных классов и физической культуры, а также вспомогательный персонал.

Обучающий семинар сегодня посетили весь коллектив министерства образования и науки Республики Тыва, начальники управлений образований кожуунов и  директора малокомплектных школ.

После обеда все слушатели были разделены на 3 группы: финансовое обеспечение, нормативно-правовое обеспечение и организация мониторинга системы образования. Работа в группах прошла очень интересно, все слушатели были вовлечены в разработку модели функционирования образовательной организации  в рамках сетевой школы.

Гости поддержали проект сетевой школы, многие отметили важность работы всех школ по одному учебному плану.