МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

16 августа 2018 года, на 68-м году жизни остановилось сердце Народного Учителя Тувы Петра Александровича Морозова.

Петр Александрович Морозов родился 24 сентября 1950 годав селе Богдановка Урицкого района Орловской области младшим в семье.

Отец, Александр Сергеевич, родом из Орловской области, а мама, Екатерина Андреевна, – из Сибири, города Уяр Красноярского края. Родители его познакомились и поженились во время Великой Отечественной войны.

В 1967 году после окончания школы №2 города Уяр Красноярского края П. А. Морозов поступил на физико-математический факультет Кызыльского пединститута, окончил его в 1972 году по специальности «физика и математика».

На работу его направили еще до окончания учебы в институте, в числе лучших студентов. С1969 года он работал учителем физики средней школы села Целинное Тувинской АССР. Молодого педагога сразу полюбили и дети, и учителя, и родители. В селе знали его все жители. Петр Александрович вспоминал, как жители не хотели отпускать молодого Башкы, просили вернуться, когда после окончания института его назначили директором Балгазынской средней школы.

В 1973 году он назначен директором Балгазынской средней школы Тандинского района Тувинской АССР, и в 23 года стал самым молодым директором в республике.

Первым важным испытанием для молодого директора было строительство нового здания школы. Петр Александрович проявил себя как талантливый организатор и хозяйственник. К работе он подключил общественность и родительский комитет, лично проводил субботники, воскресники. В результате активной деятельности молодого директора в строительстве здания участвовало все село.

Петр Александрович пользовался авторитетом среди коллег и сельчан, о нем уже тогда отзывались как о человеке слова и дела. На общее родительское собрание приходило столько народу, что еле вмещались в сельском клубе.

Петр Александрович проработал директором всего два года, но именно при нем о школе заговорили: созданное им школьное лесничество долгие годы занимало и продолжает занимать призовые места в конкурсах общероссийского масштаба. Школа стала лучшей в республике.

Так началась служебная карьера П.А. Морозова. Активного молодого человека переводят на комсомольскую работу. С 1975 по 1977 год он назначается первым секретарем Тандинского райкома комсомола. Для молодежи района он стал примером.

В 1977 году был призван в ряды Советской Армии. После службы с 1978 года работал заведующим Тандинским районным отделом народного образования. К этому времени в Туве завершился переход к обязательному среднему образованию. Это была трудная задача, стоял вопрос о снабжении необходимой учебно-методической литературой, вопрос о квалифицированных кадрах. И все это легло на плечи молодого заведующего РОНО. Петр Александрович отличался серьезностью, основательностью в решении любых проблем, был в курсе удач и неудач выпускников школ, знал о возможностях каждого учителя. За период работы П.А.Морозова на этом посту в школах района заметно повысилась успеваемость учащихся, возросла роль вечерних и заочных школ в селах.

С 1982 по 1991 годы Петр Александрович по приглашению министра просвещения Тувинской АССР Николая Салчаковича Конгара работал сначала на посту заместителя министра просвещения АССР, а затем – первого заместителя министра, отвечал за широкий круг вопросов. В течение десяти лет занимал ответственную общественную должность председателя Тувинского отделения Всесоюзного детского фонда. Особой заботой его были дети с особенностями в здоровье.

С 1992 по 2000 год он возглавлял Республиканскую психолого-медико-педагогическую консультацию. Несмотря на то, что коррекционная педагогика была молодой наукой, благодаря организаторским способностям Петра Александровича и его большой заинтересованности как специалиста это направление в республике развивалось очень быстро. За короткий срок в районах была создана развитая сеть консультаций и комиссий. Его опыт изучали специалисты из других регионов. В 2000 году по образцу тувинской коррекционной службы создавался центр диагностики и коррекции в Хакасии.

С 2001 года П.А. Морозов – министр общего и профессионального образования Республики Тыва. На должность министра Петр Александрович был назначен в тяжелый период социального напряжения. Еще продолжались выходы на площадь с транспортами по проблеме заработной платы.

Петр Александрович не стал торопиться с переделкой уже построенной модели министерства: в течение года приглядывался, изучал, анализировал. Несмотря на то, что перемены происходили по всей стране и во всех направлениях, к нововведениям подходил вдумчиво и осторожно.

За годы его работы в должности министра образования в республике значительно возрос профессиональный уровень педагогов, улучшилось качество образования, возросло число образовательных достижений школ, в том числе сельских, все школы республики были обеспечены компьютерами и современной цифровой техникой.

С течением времени само министерство неоднократно реорганизовывалось. В 2000 году это было Министерство общего и профессионального образования Республики Тыва, затем – Министерство образования и науки, а в 2007 году к полномочиям министерства были отнесены вопросы молодежной политики, и ведомство получило название Министерства образования, науки и молодежной политики. Но Петр Александрович умело руководил большой отраслью, и эти годы различных преобразований не так тяжело сказались на республике, в отличие от многих других регионов. Время работы Петра Александровича на посту министра образования оценивается педагогическим сообществом как очень продуктивные для всей сферы образования.

В середине 2000-х было получено 92 миллиона рублей только на учебники, что было невиданным событием для республики. Министр П.А. Морозов обладал определенной степенью свободы для реализации поставленных планов, введения новшеств. «Очень правильно, что средства расходовались именно на создание условий для образовательного процесса», – считал он.

Была создана хорошая работоспособная структура по поддержке и развитию системы образования – центр «Сайзырал», Центр диагностики и консультирования, Институт развития национальной школы,Институт оценки качества образования, определены учреждения для одаренных детей. Огромная работа была проведена по реализации приоритетного национального проекта «Образование», за счет которого образовательные организации республики получили сотни учебных кабинетов, все школы были укомплектованы компьютерным оборудованием, а лучшие педагогические работники, школы и детские сады получили гранты Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Республики Тыва и глав муниципальных образований. Получило дальнейшее развитие школьное книгоиздание: было завершено издание учебников по русскому и тувинскому языкам для национальной школы, началось издание учебной линии по тувинскому языку для русской школы. Особое внимание уделял изданию учебников для русскоговорящих детей по тувинскому языку и литературе, тувинскому языку. При нем на основе традиций народной педагогики впервые в Российской Федерации был издан учебно-методический комплект по народоведению. При нем впервые была издана книга «Тыва чанчылдар» Монгуша Кенина-Лопсана.

Петр Александрович всегда с благодарностью вспоминал команду, с которой воплощал в жизнь все эти проекты. Говоря слова благодарности специалистам министерства образования, районных отделов образования, он всегда говорил о заслугах школ, центров и институтов, общественных организаций, отдельных деятелей разных областей, родителей.

Будучи министром образования, он объехал все школы и сады, был в самых отдаленных селах и деревнях, знал хорошо всех работников школ и садов – от педагогов до кочегаров. В одном из интервью он признавался: «Во время работы в министерстве я по-настоящему узнал Туву. Познал тувинскую гостеприимность, кухню, узнал, каково спать в юрте с поднятым пологом, когда пахнет разнотравьем. Сейчас я уверен, что приехав в любую её точку, найду теплый кров. Тува стала для меня второй Родиной».

Главное качество Петра Александровича Морозова – обостренное чувство ответственности перед учителями, перед родителями, перед детьми, перед обществом.Он был и остается примером высокого профессионализма. Нет вопроса в образовании, в котором бы он не разбирался.

На посту министра образования, науки и молодежной политики Республики Тыва он работал до конца 2010 года.

С 2011-2012 года он работает заместителем директора Центра диагностики и консультирования РеспубликиТыва. С 2012-2015 – по приглашению ректора Тувинского государственного университета работает директором Кызылского педагогического института ТувГУ.

Петр Александрович – почетный профессор Тувинского государственного университета, академик Академии творческой педагогики. Во время работы директором пединститута он внес значительный вклад в развитие педагогического училища Тувинского государственного университета.

С 2015 по сегодняшний день работал заместителем главного редактора журнала «Башкы», продолжал вносить вклад в дело популяризации педагогических знаний.

После ухода с поста министра образования за годы работы в центре диагностики, пединституте, журнале Петр Александрович не переставал волноваться за систему образования республики, продолжал быть наставником для педагогов, участвовал в мероприятиях, выступал на семинарах, конференциях, дискуссиях, не оставлял общественную деятельность, он был одним из организаторов Народного фронта в Туве.

Петр Александрович Морозов – Народный учитель Республики Тыва и Заслуженный работник образования Республики Тыва, награжден орденом Республики Тыва, медалью «За доблестный труд» (2001 г.), юбилейной Почетной грамотой Министерства образования РФ (2003г.), юбилейной медалью Республики Тыва (2004 г.). Ему присвоены звания «Почетный гражданин города Кызыла» и «Отличник народного просвещения РФ» (1988 г.).

Прощание с Петром Александровичем Морозовым состоится 18 августа с 10 до 12 часов в Доме народного творчества.

 

Министерство образования и науки Республики Тыва, ветераны министерства образования, педагогическое сообщество выражает глубокие соболезнования родным и близким Петра Александровича.

 

 

Санчаа Т.О., Ощепкова С.М., Доржу О.В., Шинин Р.К., Хардикова Е.В., Товуу С.С., Монгуш С.В., Сундуй Ч.О., Монгуш Н.К., Марченко Л.Т., Седии Р.Ш., Сундуй Н.К., Ооржак А.С., Чаш С.Ш., Силиванова С.В., Дикунова Л.С., Селиверстова Г.М., Шишминцева Н.Д., Монгуш О.А., Сенди Ч.Х., Саая Ю.А., Донгак В.В., Бады И.В.,Очур. О.Д., Донгак В.В. Шаалы А.С., Эренчинова Т.А.