МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

Участники международной конференции обсудили перспективы использования больших данных для развития системы образования

На международной конференции по управлению качеством образования «Большие данные: новые возможности мониторинга в образовании», организованной Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки и Правительством Москвы, участники обсудили планы по использованию больших данных и других механизмов мониторинга российской системы образования. Сейчас стоит задача объединить в единую базу различную информацию о системе образования, собираемую на всех уровнях. Эти данные должны собираться автоматически, без увеличения объема работы, которую учителям приходится делать вручную. Доступ к сформированной базе данных должны иметь все участники образовательной деятельности. Пользоваться собранными сведениями будут руководители всех уровней для принятия решения управленческих решений в сфере образования.

«На сегодняшний день Рособрнадзор ведет порядка 25 федеральных информационных систем. Основой этого массива служат те данные, которые мы в течение многих лет получаем по результатам всероссийских проверочных работ, ЕГЭ, основного государственного экзамена, других оценочных процедур, контрольно – надзорной деятельности. Эти данные мы храним, анализируем и используем для управления качеством образования. Активно развиваем направления, связанные с исследованием больших данных, получаемых из множества независимых источников, в том числе интернета», - рассказал руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов об уже проделанной работе по формированию объемного массива данных в российской системе образования.

Мэр Москвы Сергей Собянин рассказал о столичном опыте электронного дневника, благодаря которому для каждого школьника формируется свой индивидуальный электронный след, отражающий практически все аспекты его школьной жизни: что он учит, как быстро справляется с заданиями, с каким результатом, в каких кружках занимается, какие музеи и технопарки посещает, что проектировал или изобретал, в каких олимпиадах участвовал и так далее. «Следующая задача, над решением которой мы работаем в настоящее время, создать инструменты анализа этих больших данных, с помощью которых педагоги смогут анализировать результаты обучения каждого ученика, прогнозировать его будущие достижения, определять индивидуальные образовательные потребности и осуществлять профориентацию. В итоге школа сможет выстраивать индивидуальную траекторию обучения, максимально учитывающую индивидуальную траекторию обучения, максимально учитывающую индивидуальную траекторию обучения, максимально учитывающую индивидуальные способности учащегося и его образовательные потребности», - заявил Сергей Собянин.

По словам министра просвещения Ольги Васильевой, на основе больших данных сейчас в России создается навигатор для поиска дополнительных общеобразовательных программ для школьников и оценки качества этих данных программ. Кроме того, Минпросвещения России создает информационный ресурс о детях, ставших победителями и призерами всех мероприятий, которые направлены на выявление и развитие творческих, научно-исследовательских, инженерно-технических, изобретательских, спортивных способностей. Этот ресурс позволит выявить и поддерживать талантливых школьников.

Руководитель Департамента по образованию и навыкам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Андреас Шляйхер поделился опытом ОЭСР по сбору и анализу различных массивов данных для отслеживания прогресса учащихся в процессе обучения. Старший аналитик PISA Мияко Икеда рассказала о том, как сбор данных об образовательных достижениях учащихся в рамках исследования PISA влияет на образовательную политику.

«Сегодня на первый план выходит вопрос о том, какие навыки нужно давать человеку, чтобы поддерживать его рост, развитие и стимулировать производительность труда. Это вопрос в первую очередь к современному образованию и профессиональной подготовке. Поэтому нам нужно изучать и использовать технологии больших данных и самим формировать контуры новых образовательных навыков», - отметил в своем выступлении ректор РАНХиГС Владимир Мау.

В конце прошлого года на базе РАНХиГС был создан центр по работе с большими данными в системе образования, который объединит аналитические возможности вуза и Рособрнадзора и позволит их развить, в том числе для подготовки аналитики в части реализации национального проекта «Образование». Также планируется использование больших данных в системе оценки деятельности вузов. В частности, в процедуре аккредитации программ высшего образования.

Использование больших данных позволило снизить административную нагрузку на систему образования.

«Большие данные – это вызов времени, это то, что будет завтра. Если не заниматься и не обсуждать эти вопросы сегодня, могут быть большие риски. Сегодня есть понимание, как нам нужно в этом направлении двигаться, чтобы результаты анализа больших данных использовались во благо развития образования, в интересах педагогов и учащихся», - подвел итоги обсуждения Сергей Кравцов.